Тема раннего развития интересует многих современных родителей. На что можно рассчитывать, приглашая няню в семью? Как обеспечить разностороннее развитие детей?

Ребенок развивается с первых дней жизни. Взрослый призван помогать ему на пути развития. Ответственность родителей –организовывать развивающую среду, способствующую раскрытию его потенциала.

На помощь семье приходят внешние помощники: детские специализированные заведения (сады, школы, секции, кружки), профессионалы (психологи, логопеды, педиатры), специалисты (няни, гувернантки). Родителям остается только сделать правильный выбор среди огромного числа предложений и не забывать, что ответственность за этот выбор остается на них.

Няня – как часть развивающей среды для ребенка

Чтобы определиться с участием няни в развитии детей, сначала, давайте возьмем три условных периода в жизни детей и выделим основные элементы развития в них:

  1. Раннее детство — от рождения до 3 лет. (обычно в компетенции няни к новорожденному до года, затем лучше пригласить няню-воспитателя)
  2. Дошкольный период — от 3 до 6 лет.  (профессиональная сфера деятельности няни-воспитателя и гувернера)
  3. Начальный школьный — от 6 до 9 лет. (компетенция няни-воспитателя, гувернера)

Период раннего детства:

  • Первый год жизни характерен проявлением и угасанием некоторых безусловных рефлексов, развитием всех органов чувств и активным познанием через них, развитием мышечного корсета, костного остова, эмоциональным общением, специфическими предметными действиями, восприятием речи и подготовкой речевого аппарата, переходом от «молочной диеты» к «взрослому столу», формированием терморегуляции, иммунной системы.
  • Второй год жизни характеризуется появлением связной речи и развитием речевого аппарата, прямо-хождением, развитием наглядного мышления, предметной деятельности, начальными элементами самообслуживания.
  • Третий год жизни – совершенствование понимания речи, развитие речи, координации, обособление себя от окружающих, сравнение себя с другими, активное включение предметной деятельности, игровая деятельность, начальные этапы социализации, развитие базовых навыков самообслуживания, самостоятельности.

Второй (дошкольный) период характеризуется овладением речью и расширением словарного запаса, активным познанием через вербальное общение, развитием самосознания, самостоятельности, самообслуживания, элементами самооценки, выстраиванием отношений с окружающим миром и социумом, возникновением потребности в общественно-значимой деятельности. Ребенок учится ориентироваться в пространстве, времени, свойствах предметов. Развиваются продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация…), игры (ролевая, предметно-режиссерская, драматическая, образная), начальные элементы трудовой и учебной деятельности.

Третий (младший школьный) период отличают активное развитие процессов памяти, мышления, внимания, восприятия, воображения, понимание смысла правил и норм поведения с учителями и сверстниками, коллективный труд, взаимодействие, потребность в признании и уважении сверстников, осознанность в проявлении эмоций, повышение устойчивости эмоциональных состояний. Познание через исследования, эксперименты, критическое мышление.

Этот базовый, но не исчерпывающий, обзор показывает насколько важно понимание взрослыми физиологических, психических, эмоциональных, интеллектуальных, творческих потребностей детей.

Теперь давайте разберемся, на что рассчитывать родителям, чтобы опыт сотрудничества с няней был позитивным. Как организовать развивающую среду.

Итак, стандартные компетенции няни в отношении развития детей:

  1. Приглашая няню к грудному ребенку (детского медика или с опытом с грудными детьми) следует помнить, что их основные задачи касаются:
  • обеспечения физической безопасности,
  • умения определять физиологические потребности малыша,
  • понимания принципов грудного/искусственного вскармливания,
  • знания принципов гигиены,

Что касается развития, здесь набор функций минимальный:

  • базовые элементы физического развития
  • базовые моменты знакомства с окружающим миром

Те, кто рассчитывают на большее, могут столкнуться со сложностями.  Чтобы не «упустить» этот период, родителям стоит взять на себя инициативу, разобраться в процессах развития грудных детей и роли взрослых, найти консультантов, инициировать и модерировать процесс организации развивающей среды и работы няни с ребенком.

  1. Няни к детям от 1 до 3 лет со своей стороны могут предложить:
  • базовые моменты знакомства с окружающим миром,
  • ознакомление с объемами, формами, цветами, элементами творчества,
  • содействовать развитию речи,

Чтобы ребенок имел больше возможностей для развития своего потенциала, родители могут создавать развивающую среду и инструктировать няню, как ей действовать, можно также пригласить дополнительно гувернантку или организовать посещение ребенком школы раннего развития.

  1. С помощью няни – воспитателя к дошкольникам и младшими школьниками можно решить следующие вопросы:
  • развитие ребенка по программе детского сада/начальной школы
  • проведение досуга, игры с ребенком с использованием дидактических материалов, книг, организованных родителями
  • элементы трудовых и учебных навыков

Если родители делают акцент на развитии и раскрытии талантов детей, рекомендации те же – стоит пригласить гувернантку. Хорошим вариантом решения вопроса для дошкольников будет посещение ребенком детского сада.

Как найти лучшую няню для ребенка.

Агентство домашнего персонала Sweet Home поможет найти лучшую няню для вас, проверить ее компетенции. Мы сможем проконсультировать вас по планированию домашнего персонала и определиться с задачами и требованиями к няне и гувернантке.

Всегда стоит помнить, что няня с качественным опытом — готовый специалист, в которого не нужно вкладывать много времени и усилий. Она всегда может привнести много полезного и нового для развития вашего ребенка.

Автор статьи: Галина Дубляк

21 мая 2020
Оцените статью:
(5)
Похожие статьи