Как и подбор, увольнение работника требует грамотного подхода. Почему так важно расстаться с человеком правильно? Стиль управления домашним персоналом непосредственно отражается на репутации работодателя. 

Ситуации с увольнением сотрудников могут быть разные по инициативе работодателя, по желанию работника или в силу непредвиденных обстоятельств. Чтобы избежать спорных ситуаций необходимо перед началом сотрудничества оговорить все моменты и зафиксировать в договоре на оказание услуг. 

Все же, если вы этого не сделали, следует придерживаться общепринятых норм и правил:

Увольнение домашнего персонала по инициативе работодателя

Причины, по которым чаще всего наниматели расстаются с помощниками:

  1. Специалист не справляется со своими прямыми обязанностями, которые были оговорены при заключении договора. Например, садовник не умеет делать обрезку сада, хозяйственник не способен заменить кран. 
  2. Профессиональный уровень не соответствует требованиям. Пример: качество уборки домработницы ниже уровня, на который рассчитывают заказчики услуги. 
  3. Поведение на работе не соответствует ожиданиям работодателя. Часто такое случается при нарушении субординации.
  4. Работник нанес материальный ущерб не профессиональными действиями. Например, садовник не сделал необходимых работ при переходе на зимний период. Как результат, весной многие растения погибли. 

В первом случае несоответствие специалиста своей должности заметно еще в первые недели работы. Справедливо будет на этапе предварительных договоренностей обсудить оплату на испытательный срок ниже договорной в пределах 20%. Увольняя работника в этот период, наниматель выплачивает справедливую сумму за отработанные дни. Если решение принято после утверждения в должности, будет справедливо предупредить работника за 2 недели или выплатить компенсацию. 

Второй и третий вариант, как правило, не требует радикальных мер. Домовладелец, экономка или управляющий должны дать обратную связь, объяснить ожидания и, в зависимости от реакции работника, предпринять дальнейшие корректировки, обучение. Это поможет сберечь усилия и время заказчика на поиск и адаптацию нового сотрудника. В худшем случае должно последовать предупреждение о расставании через 2 недели или выплата компенсации. 

Если же работник нанес существенный материальный ущерб или периодически работодатель несет мелкие материальные потери из-за его неосторожных действий, должно быть предпринято адекватное ситуации решение. Если между клиентом и специалистом не было заключено договора с указанием ответственности сторон в случае материального ущерба, можно опереться на  соответствующую главу Кодекса законов о труде Украины. С работника может быть вычтена фактическая сумма ущерба, которая, как правило, не может превышать размера его месячной оплаты. В редких случаях может действовать полная материальная ответственность. Например, если сотруднику была дана сумма “под отчет”, и он не может за нее отчитаться. Узнать подробнее о практике в части материальной ответственности в домашнем сервисе, вы можете в нашей статье.

Увольнение по инициативе работника

Поводов, по которым сотрудник может принять решение об уходе, может быть несколько:

  1. Предоставление потенциальным нанимателем заведомо неточной информации на собеседовании. Например, занижение объемов работ (для домработницы квадратуры, которую она будет обслуживать, для няни количество детей, за которыми она будет ухаживать).
  2. Несоблюдение работодателем договоренностей. Это может быть добавление по ходу сотрудничества задач, не оговоренных в контракте, уменьшение количества рабочих дней или часов, что влечет за собой снижение дохода помощника. 
  3. Кардинальное расхождение в понимании профессиональной услуги. Так, няня может быть не согласна с политикой родителей в вопросах воспитания ребенка.
  4. Некорректное поведение работодателя в отношении подчиненного. Грубое поведение, унижающее достоинство человека, недопустимо.

В первых двух случаях сотрудник может предпринять попытку обсудить с работодателем условия повторно и прийти к компромиссу. Если договориться не удастся, предупредить об уходе и быть готовым передать дела новому сотруднику. 

Если речь идет о расхождении в вопросах воспитания, позиция и действия няни неприемлема для родителей, они вправе отказаться от услуг няни с указанием причин принятия решения или с компенсацией, если по каким бы то ни было причинам мотивы не были озвучены. 

В случае недопустимого поведения домовладельцев по отношению к помощнику, он в праве покинуть рабочее место. Отработка возможна на усмотрение сотрудника. Компенсация со стороны работодателя может в определенной мере сгладить ситуацию. 

Увольнение по непредвиденным обстоятельствам

Причинами увольнения могут быть форс-мажорные ситуации с обоих сторон.

  1. Смена места жительства как нанимателем, так и наемным персоналом. 
  2. Сокращение штата в связи с изменением финансовой ситуации семьи.
  3. Прекращение действия контракта (для няни в связи с тем, что дети пошли в сад или школу, а водитель для детей может потерять работу, если дети едут учиться за границу)
  4. Длительная болезнь или несчастный случай с сотрудником.

В первых трех случаях действует стандартный вариант увольнения с предупреждением за 2 недели (или другой согласованный сторонами срок). В последнем случае будет уместна компенсация за неотработанное время.

Как частное лицо наниматель, так и работник должны помнить о репутационных рисках, которые они будут нести, в случае некорректного способа расставания. 

Агентство Sweet Home консультирует своих клиентов по вопросам управления домашним персоналом. Для кандидатов на вакансии наших клиентов мы проводим более 10 лет адаптационные курсы, где поднимаем все вопросы договорных отношений и материальной ответственности. 

23 августа 2019
Оцените статью:
(0)
Похожие статьи